ФЛОРБОЛ - как вариант дополнительного образования в системе физического воспитания
Конец 20-го века подарил миру немало новых видов спорта, которые уже сейчас представляются неотъемлемой частью спортивного мира. Флорбол как раз относится к их числу.
Флорбол - это командный вид спорта, один из видов хоккея, который, также как и традиционный хоккей, прекрасно поддерживает боевой дух и хорошую физическую форму игроков, но при этом флорбол не является столь травматичным. По сути – это хоккей с мячом в зале. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой.
Эта игра зародилась в конце 50-х годов в Северной Америке. Интересным является тот факт, что игра своим происхождением связана с бейсболом. Современный официально регламентированный мяч для флорбола, использовался ранее детьми и юношами, которые тренировались в национальном виде спорта - бейсбол. Благодаря легкому, так называемому «косом–мячу» достигалась минимальная степень риска травм при серьезной подготовительной работе юных бейсболистов. Идея изготовления пластмассовых клюшек также родилась в США, на фабрике пластмассы в г. Лакевилле (штат Миннеаполис). Первоначально, косом-хоккей, или флор-хоккей, являлся командной игрой исключительно среди детей и юношей.
Популярность флорбола довольно быстро росла по всему миру. В некоторых странах игра имеет свои национальные названия: в Скандинавии - “innebandy”, в Финляндии - “salibandy”, в США и Канаде “floorhockey”, или “cosom hockey”, в германо-говорящих европейских странах - “unihockey”, в некоторых азиатских странах, в частности, Тайване и Японии – “unihoc”.
Родиной флорбола, в его современном виде, считается Швеция. В этой стране огромные традиции обоих зимних хоккеев, и с шайбой, и с мячом. В лице флорбола представилась прекрасная возможность заниматься любимой игрой с клюшками не только на холодном воздухе, но и в помещении в комфортных условиях. Важное событие в истории флорбола произошло 12 апреля 1986 года в г. Хускварна - здесь состоялось объединение трех национальных ассоциаций и была создана Международная Федерация Флорбола, членами которой стали Швеция, Финляндия и Швейцария. Флорбол получил международный статус.
В России флорбол появился относительно недавно – с 1992 года, когда появился «Российский центр ринкбола и флорбола», сейчас являющийся одноименной федерацией.
Плюсом хоккея без коньков стала его дешевизна и возможность играть в обычных залах, где было необходимо лишь установить бортики. Так для полевых игроков во флорболе не требуется никакой дополнительной экипировки помимо клюшки. Вратарям, конечно, всё равно нужны щитки и шлем, но всё вместе это обходится значительно дешевле стандартной хоккейной экипировки. В целом, флорбол – это чрезвычайно доступный, очень демократичный вид спорта. Это спорт потенциально массовый, спорт для всех.
Если попытаться одной фразой аргументировать актуальность использования флорбола в качестве варианта дополнительного образования в системе физического воспитания школьников можно воспользоваться выражением генеральной линии, заложенной самими родоначальниками флорбола - "Флорбол - это здоровье, красота, скорость, высокое мастерство, справедливость, отсутствие грубости, доступность для любого возраста". Здесь еще раз уместно повторить, что на этапе своего формирования, в США и в Канаде, игра, называемая там, косом-хоккей, или флор-хоккей, являлась командной игрой исключительно среди детей и юношей. Поскольку, при всей своей динамичности и азартности, она не несла юным игрокам угрозу высокой травмоопасности, в отличие от бейсбола и традиционного хоккея на льду. Наряду с активной двигательной деятельностью, игра предусматривает развитие у игроков определенного уровня координации, ловкости, внимания, быстроты мышления (оперативного мышления).
Флорбол, будучи сегодня полноценным видом спорта, в своей основе является, наряду с другими спортивными играми, прежде всего, подвижной игрой. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность и развиваются психические процессы.
В основе подвижных игр лежат физические упражнения. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, подвижные игры всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению задач физического воспитания. Игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата. Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.
Также занятия подвижными играми и игровыми упражнениями, помимо развития двигательных навыков, повышают подвижность нервных процессов, снижают утомляемость, стимулируют развитие адаптационных возможностей растущего организма, улучшают настроение, самочувствие, придают уверенность в своих силах.
Таким образом, игра – довольно серьезная и ответственная деятельность детей. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в художественном творчестве.
В играх не только удовлетворяются физиологические потребности, но происходит развитие всех психических процессов, свойств, состояний, личности ребенка. Подвижные игры являются и важным средством воспитания, служат развитию личностных качеств. Игры помогают развитию таких нравственных позиций, как чувство товарищества и коллективизма (успех в командной игре напрямую связан с согласованностью действий игроков всей команды), чувство ответственности, самостоятельность, дисциплинированность (развитию помогают такие аспекты игры, как наличие правил игры и их соблюдение, судейские решения и их принятие, указания наставника и капитана и их выполнение), гуманистические чувства (умение проявлять сочувствие при неудачах или радость при успехах товарищей). В игре также происходит развитие волевых качеств, таких как терпение, настойчивость, способность к преодолению трудностей, смелость, решительность, выдержка, самообладание, уверенность в себе. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Под воздействием игры совершенствуются восприятие и реагирование — качества очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.
Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.
Современные подходы к физическому воспитанию базируются на принципе деятельностного подхода, обеспечивающего всестороннее развитие личности, построенного на любви к активным движениям, на самоопределении ребенка в процессе творческого овладения способами физкультурно-оздоровительной деятельности, формировании привычек здорового образа жизни. Данная концепция должна быть заложена на всех этапах обучения подрастающего поколения.
Таким образом, двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков.
Важным социальным фактором, формирующим привычную двигательную активность, является организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.
Физическое воспитание, посредством занятий спортивными играми, это одно из условий для развития спортивных талантов школьников, попытка привить любовь к спортивным играм, воспитать позитивное отношение к спорту в целом и здоровому образу жизни, сделать так, чтобы спортивные игры вошли в жизнь ребенка и стали органичным продолжением его досуга в последующей жизни.
Комментарии