Logo_spring
23.07.2020

Киберспорт.RU

С 22 по 24 июля в Люберцах проходит Фестиваль киберспорта Московской области. Он станет третьим по счёту, ожидается, что общее количество его участников составит порядка 1 тысячи человек.  На этот раз в программу вошли 4 дисциплины: «Dota 2», «Counter-Strike: Global Offensive», «Valorant» и «World of Tanks». Всё мероприятие состоит из двух отборочных (22 и 23 июля) и финального этапа (24 июля). Состязания проходят на площадке люберецкого спортивного комплекса «Триумф». 

В преддверии финального этапа Фестиваля киберспорта  Московской области «Живу Спортом» поговорил с главным судьёй соревнований Николаем Скаржинским.

- Расскажите о себе, на кого вы учились и чем занимаетесь?

Этим летом я окончил кафедры Теории и методики компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий ведущего спортивного вуза страны (РГУФКСМиТ). Моя дипломная работа посвящена компьютерной игре Dota2, называется она «Модальные характеристики киберспортсменов в дисциплине «Боевая арена» (на примере Dota2)». Экспериментальными площадками стал тренировочный процесс фарм и основной команд «TPB Технопарк Пушкино». Проделанная научная работа позволяет методически обосновать спортивный отбор киберспортсменов, содержание тренировок на разных этапах спортивной подготовки и может быть внедрена в практику. Например, в МОУ СШОР Люберцы, где я работаю последние 4 года тренером по интеллектуальным видам спорта. Тренерскую деятельность я успешно сочетаю со спортивной, так как являюсь членом юниорской сборной России по спортивному бриджу.

- Киберспорт и компьютерные игры? Где та грань, которая отделяет обычного любителя поиграть в танки и спортсмена?

- Отличия, прежде всего, заключаются в системе спортивной подготовки. Киберспортмен – это человек, который систематично тренируется. При этом тренировочный процесс должен иметь план, методику и тому подобное. Другое дело, если человек просто играет в компьютерные игры, при условии, что даже принимает участие в каких-то турнирах, но это имеет стихийный характер – это не совсем киберспорт. Но эта грань довольно расплывчата. На практике бывает, что обычные люди, которые много играют, со временем приобретают опыт и даже выигрывают какие-то турниры. Но, по моему убеждению, чтобы поддерживать стабильность спортивных результатов, киберспортсмены должны систематично тренироваться. При этом обязательно уделять внимание физической подготовке, для того чтобы функциональные системы организма нормально работали в условиях специфических нагрузок, которым киберспортмен подвергается на турнирах.

- Расскажите о Фестивале киберспорта Московской области. Он проходит уже третий год. Как он изменился с течением времени?

- Фестиваль в этом году пройдет в третий раз в кардинально новом формате. Если в предыдущие годы финал проходил как большой праздник – помимо киберспортивной составляющей были организованы интерактивные площадки (по военно-патриотическим компьютерным играм, по танцевальному киберспортивному симулятору Just Dance, по различным интеллектуальным играм в цифровом формате и др.), то в 2020 году финал состоится в соответствии с требованиями сохранности здоровья. Было искушение вообще все активности перевести в онлайн формат, но принцип «честной игры2 восторжествовал. Финальная часть фестиваля пройдет на лан площадке, где киберспортсменам будут обеспечены требования безопасной коммуникации и предоставлены все условия для демонстрации спортивного мастерства. Все любители киберспорта смогут болеть за фаворитов в разных социальных сетях и на официальных ресурсах Фестиваля. Сейчас у нас проходят отборочные этапы, например, дисциплинах Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive у нас по 32 команды. Выявляем сильнейших, чтобы они сразились в финале. Принимают участие подмосковные киберспортсмены, главный критерий – это прописка. Три года назад у нас была одна дисциплина Dota 2, в прошлом году количество дисциплин увеличилось, добавилась CS и FIFA. Вообще в Фестивале принмают участие игроки любого уровня – от начинающих до профессионалов. Команда-победитель прошлого турнира по игре Dota2, официальная команды Московской области, «TPB Технопарк Пушкино» в декабре 2019 года стала серебряным призером открытого Кубка России. А в команде-победителе прошлогоднего турнира по игре «Counter-Strike: Global Offensive», «Vionto» капитаном является Антон Фесьо (член сборной России по компьютерному спорту). В этом году мы расширили программу и добавили две новые дисциплины – World of Tanks и Valorant. И если по прежним дисциплинам мы бьём рекорды и наблюдаем ежегодный прирост числа участников, то по новым играм ситуация иная. В World of Tanks у нас заявлено всего 4 команды, а в Valorant – 8. За три года проведения Фестиваля уровень подготовленности игроков заметно повысился. Капитан сборной команды МО Владлен Гребеньков сказал, что игроки стали играть гораздо лучшие за счёт своего личностного мастерства, но командные взаимодействия, по-прежнему, хромают. Возможно нам в регионе следует обратить внимание на организацию тренировочного процесса тех, кто победит. В этом году и создавать сильные муниципальные центры киберспорта. Следует отметить большое представительство команд Одинцовского молодёжного центра – они представили команды в этом году сразу по трем дисциплинам. В целом проведение Фестиваля способствует развитию киберспорта в регионе.

В этом году от FIFA решили отказаться, потому что очень много сейчас турниров проходит по онлайн-футболу и есть ещё одна проблема – в отборочных состязаниях. В футбол можно играть на трёх разных платформах: компьютер, плейстейшн и иксбокс. Между собой эти устройства не взаимодействуют. Поэтому нужно было проводить либо отдельно по каждой платформе, либо выбрать одну единственную. Плюс к этому в связи с ограничениями на площадке сейчас не могут находится более 50 человек. Поэтому было принято решение от футбола отказаться. Болельщикам, к сожалению, тоже не удастся попасть на Фестиваль.

- Что можете сказать о тех стереотипах, что есть по отношению к компьютерному спорту? Вызывает ли это зависимость? Как влияет на здоровье такой сидячий образ жизни?

- Часть таких мнений о киберспорте небезосновательна. Есть и игровая зависимость и так далее. Что же касается игромании, то непосредственно привлечение геймера в специально организованный социальный процесс - формат соревнований, способствует активной социализации и является инструментом профилактики девиантного поведения. Учёными проводились эксперименты, которые занятия компьютерными играми повышают показатели по многим параметрам, скорость реакции повышается. Также киберспорт является основным инструментом формирования цифровых компетенций. Есть у киберспорта и другие проблемы, например, читертсво и договорные матчи (322).

- В чем сильные стороны российских киберспортсменов? Можно ли как-то узнать его среди других спортсменов других стран?

- Если мы говорим конкретно про российский киберспорт, то наши спортсмены очень быстро набирают форму, и также быстро её теряют. В один момент они могут стать чемпионами мира и на следующих же соревнованиях не пройти отборочную квалификацию. Ещё одна отличительная черта российского киберспорта – яркие, но непродолжительные выступления. Кстати, когда мы говорит о нашей стране, часто подразумеваем СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия и т.д). Киберспорт является отличной международной коммуникативной площадкой. Потому что в наших командах очень часто можно встретить 2-3 человек из СНГ. Примечательно ещё, что каждый в команде хочет быть лидером. Эта амбициозность и помогает им выигрывать.

- Есть ли возрастные ограничения по киберспорту? Может ли условий 50-летний любитель танков заняться этим профессионально?

- Минимальный порог вхождения в киберспорт диктуют производители игр. То есть если у игры есть какой-то возрастной ценз, то нужно его придерживаться. Кстати, по нашему законодательству, если родители не против, что их ребёнок играет в игру «не по возрасту», то это не запрещено. Как таковых ограничений нет, в игре важна скорость реакции, а к 30 годам она заметно снижается. Поэтому, в 50 лет стать профессиональным игроком довольно-таки проблематично. Таких прецедентов практически нет. Безусловно, есть любительские развлекательные лиги, в которых ждут всех желающих.

С точки зрения формирования профессиональных навыков, лучше всего начинать заниматься киберспортом с 13-14 лет, тогда в 16 лет можно уже стать профессиональным киберспортсменом. Это касается шутеров, а если мы говорим про стратегические игры, то основной возраст игроков составляет 18-20 лет.

- Какие перспективы у российского киберспорта? На что нам нужно обратить внимание? Какой опыт перенять у других стран?

- Я смотрю на эту ситуацию с другой стороны. Я бы не стал ничего советовать спортсменам, потому что они мало могут повлиять на эту историю. Только если своей персональной популярностью. Здесь я советую обратить внимание на этот вопрос людям, которые развивают киберспорт. Нам нужно целостная система проведения соревнований, чтобы были понятны лиги. К сожалению, сейчас у нас это всё немного хаотичный характер имеет. Чемпионат России, Кубок России. А отборочные проводятся довольно-таки стихийно, Главный критерий, на мой взгляд, который заметно увеличит развитие киберспортивной отрасли – это работа в спортивных школах. Понятное дело, что киберспорт можно воспринимать как дополнительное образование, но в любом случае должна деятельность, которая будет формировать спортсменов. У нас нет соответствующих стандартов, нет механизмов взаимодействия. Все думают, что киберспорт – популярное направление. Это правда! Но популярно оно только в зоне профессионалов. А чтобы был серьёзный профессиональный уровень, должен быть соответствующий базис. Должны появиться секции, нужно воспитывать своих киберспортсменов. Сейчас, кстати, команды не живут долго. Игроки вынуждены перемещаться между командами. У нас в России есть 20 сильных игроков по Dota 2. Для многих других игроков доступ в ТОП закрыт.

Очень многое зависит также и от производителя игр. В киберспорте не как в футболе или другом виде спорта. Если производитель игры захочет как-то повлиять на турнир, он может без проблем это сделать. У него есть код игры, он может сделать всё, что хочет. То есть получается, что киберспорт принадлежит конкретной компании-производителю. Поэтому самые топовыми турнирами считаются те, которые проводит производитель.

- В чем секрет команды TPB? В этом году они снова возьмут кубок?

- Основным секретом является систематичность и трудолюбие. Также немаловажную роль занимает сотрудничество с научными группами и выстраивание тренировочного процесса. Уже полгода у команды есть очень перспективные молодые игроки. Сейчас, в период самоизоляции, именно на игроках фарм комадны были внедрено несколько новых продуктов – «электронный дневник киберспортсмена», «эксперсс-анализ недельных микроциклов», «КиберЗарядка», иное. Электронный дневник киберспортмена, при соответствующей доработке, может быть универсальным и для игроков по другим дисциплинам. Анализ микроциклов позволил увидеть зависимость уровня освоения тактическими действиями от MMR (Matchmaking rating). Это свидетельствует о том, что тактические тренировки возможны только с теми игроками, которые уже достигли определённого уровня мастерства. И наоборот, если взять игрока с высоким рейтингом, который технически действует по-своему, и него переучивание может привести к снижению результата. В идеальном варианте, лучше сразу правильно тренировать (помимо технико-тактических действий, формировать счетные способности и внятную коммуникацию). Проект «КиберЗарядка» был разработан с учетом специфики соревновательной деятельности киберспортменов (специальные упражнения на шею, руки, спину и положение стопы). Занятия проводились онлайн. Систематическая групповая физическая активность способствовала слаженной командной коммуникации и в киберспортивной деятельности. Таким образом, у команды TPB есть не только определенный бэкграунд, но и современные инструменты развития. Пожелаем ребятам перейти из тир3 в тир1и представлять наш регион на киберспортивных турнирах самого высокого уровня.

Комментарии

Загрузка...

Смотрите также

«Живу Спортом» поговорил с организаторами Фестиваля киберспорта Московской области.
«Живу Спортом» - о том, как проходил финальный этап мероприятия.
16.06.2020 ОБЗОР
«Живу Спортом» - об итогах долгожданной презентации консоли.
08.04.2020 ОБЗОР
«Живу Спортом» - о футболистах, любящих порубиться в видеоигры.
Учёный, игрок и комментатор - о роли киберспорта в России.
«Живу Спортом» поговорил с организаторами Фестиваля киберспорта Московской области.
«Живу Спортом» - о том, как проходил финальный этап мероприятия.