Logo_spring
28.10.2019

«Российскому обществу сложно принять киберспорт»

Вопреки сложившемуся мнению о вреде компьютерных игр, недавние исследования психологов доказали, что дети, играющие в игры, менее агрессивные, чем их неиграющие сверстники. Компьютерные игры могут являться своего рода «боксёрской грушей», вдоволь наигравшись с которой, игрок будет чувствовать себя спокойнее и расслабленнее. Важно понимать, что речь идёт не только о детях, но и взрослых. Киберспортивная деятельность позволяет лучше освоить компьютерную технику и оперативнее реагировать на изменения в современных информационных реалиях.

О пользе киберспорта, особенностях тренерской деятельности, совмещении соревнований с учебой и многом другом корреспонденты «Живу Спортом» поговорили со спортивным учёным, профессиональным комментатором и игроком, который стремится попасть в число лучших киберспортсменов России.

Елена Скаржинская – ученый, заведующая аспирантурой в Федеральном научном центре физической культуры и спорта, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра «Персонализации и социализации детей федерального института развития образования», а также доцент кафедры теории и методики компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий Российского Государственного Университета Спорта Молодежи и Туризма (РГУФКСМиТ).

- Расскажите, как вы стали изучать киберспорт?

- В 2005 году я писала диссертацию об интеллектуальных видах спорта. Там я немного затронула и киберспорт. С 2010-го года мы проводим ежегодные различные конференции, а в 2014-ом году на базе РГУФКСМиТ появилась первая в России специализация «Теория и методика компьютерного спорта». После признания этого вида спорта в 2016-ом году, мы занимаемся разработкой различных проектов, в основе которых лежит ценностный потенциал киберспорта.

- В чем отличия киберспорта от традиционных видов спорта?

- У киберспорта есть серьезное ограничение и специфика: например, каждая игра является коммерческим продуктам конкретного производителя. Существует серьезная проблема геймификации и игромании. И киберспорт, как соревнование – это инструмент профилактики игромании. Когда играют на соревнованиях – это игра на результат, а не игра ради игры. Как сотрудник кафедры, мы ежегодно готовим массу научных докладов, где мы детально изучаем вопросы технической и тактической подготовки.

- Существует ли разница между геймером и киберспортсменом?

- Разумеется! Надо понимать, что сам киберспорт очень не линеен по своей сути. То есть существуют игры, которые пользуются огромной популярностью, а есть менее массовые игры. А еще есть новые дисциплины традиционных видов спорта, например, у нас в стране «интерактивный футбол» является дисциплиной вида спорта «футбол». По нему также можно получить спортивные разряды и звания по футболу. А также «интерактивный бокс» – это дисциплина вида спорта «бокс». И здесь такая же история… Можно стать боксёром, играя в интерактивный бокс.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Одна из наших работ состоит в реализации научно-исследовательскую работу по мета-предметным компетенциям, формируемым интеллектуальными видами спорта, в том числе и киберспортом. Это исследования для системы образования. Мы планируем провести на территории Московской области ряд мероприятий с психолого-педагогической поддержкой, направленных на школьников. Делаем это как раз для профилактики девиантных проявлений вышеназванной проблемы.

Владлен «Mariachi» Гребеньков – капитан команды «TBP Технопарк Пушкино», двукратный победитель Открытого Фестиваля киберспорта Московской области, обладатель Кубка Губернатора Московской области.

- У многих игроков есть интересная история, связанная с появлением ника. Расскажи свою…

- Моему нику уже, наверное, лет пять. Когда я учился в музыкальной школе играть на гитаре, мне нравилась испанская музыка. А людей, которые играли испанскую музыку, называли «Мориарти». Я немного изменил это название, так и родился мой ник.

- Почему ты играешь именно в «Dota 2»?

- Как и многие, я в детстве я играл в разные игры. В «доту», как правило, играют люди, которые любят мыслить последовательно и логично. Это, своего рода, шахматы в мире киберспорта. Очень важно командное взаимодействие. Наверное, поэтому не так много команд, состоящих из девушек. Несмотря на то, что я положительно отношусь к таким командам, но, думаю, как раз излишняя эмоциональность и особенности темперамента мешают девушкам побеждать на крупных турнирах.

Дота – одна из самых популярных игр в России, и самая денежная в мире. Некоторые призовые фонды турниров достигают 25 миллионов долларов. А вообще, нашему обществу до сих пор сложно принять киберспорт. Это нестандартная история. Из-за того, что в этих соревнованиях минимальная физическая активность, долго «принимали в спорт» также шахматы и шашки.

- Реально ли совмещать работу или обучение в университете с профессиональными занятиями киберспортом?

- Да, только нужно правильно распределять своё время. Кто-то успевает совмещать, а кто-то ради игр бросает учебу. Я уже получил образование бакалавра, а сейчас поступил в магистратуру, то есть я продолжаю учиться. Моё образование – это подушка безопасности. Если у меня что-то не выйдет в киберспорте, у меня будет высшее образование, чтобы работать на «обычной» работе. Карьера киберспортсмена длится до 28-29 лет. Дальше можно становиться тренером и зарабатывать уже этой деятельностью. Лично я хочу пробиться в ТОП-30 игроков нашей страны, которые зарабатывают на киберспорте десятки тысяч долларов. Для этого нужно стабильно хорошо играть и тогда у тебя появится возможность попасть в хорошую команду. В любом случае, чтобы добиться результатов – нужна самоотдача.

- Как родители могут разглядеть у ребёнка киберспортивный дар?

- С ребёнком надо поговорить и понять, как он сам относится к играм. Если он играет без цели, просто весело проводит время, то это одно, если он хочет добиться каких-то результатов – это совершенно другое. В таких случаях не нужно провода вытаскивать, запрещать играть и так далее. Нужно адекватно во всём разобраться и помочь ему.

Пётр «Flife» Постников – профессиональный киберспортивный комментатор, участник чемпионатов Европы и Мира.

- Можно ли считать киберспорт полезным?

- Я рассматриваю его как социальный институт. Это полезно для детей, у которых в школе возникают проблемы в общении со сверстниками. Для них это способ с кем-то общаться, найти друзей. К тому же у игроков вырабатывается выдержка и самоконтроль, скорость реакции и быстрота принятия решения. Это занятие, которое позволяет человеку думать. Игроку нужно думать о том, как будут развиваться события.

- Существует ли разница между комментатором традиционных видов спорта и киберспортивным?

- Если ты футбольный комментатор, то ты работаешь только в рамках футбола. В киберспорте круг возможностей в плане комментирования расширен. Здесь в зависимости от увлечения самого комментатора. Главное, он должен понимать, что происходит. В киберспорте есть похожие друг на друга дисциплины. Те же «ЛОЛ» и «ДОТА». Есть такие примеры, когда комментаторы переходили в дисциплину совершенно из другой игры. Что касается большого спорта, то там история немного другая. Комментаторы должны знать какие-то трансферы, историю, события и более глубокие вещи. Внимание киберкомментатора сконцентрировано на самой игре.

Существует два типа комментаторов: «шоумены» и «аналитики». Один из них задаёт ритм, второй может ему поддаться, либо действовать самостоятельно. Может быть такое, что человек хорош только в одном. Но в моём понимании, хороший комментатор сочетает в себе и шоумена и аналитика. Мне самому приходилось смешивать эти два стиля. Меня смотрели и людям нравилось. Вот эта разность подходов хорошо синергирует между собой. Я много что могу комментировать, в «контр страйк» у меня наиграно более 8000 часов. Я из комментирования очень много беру что-то для себя. Я запоминаю стратегии, тактики, какие-то фишки берёшь. Комментатору проще стать тренером, чем спортсменом.

- То есть ты хочешь стать еще и тренером?

- Я уже стал им. Тренерская деятельность – сложная стезя. Смотрю интервью тренеров профессиональных команд и все, как один, заявляют, что никто их не обучал тренерской работе. То есть они не знают правильную методику преподавания знаний. Как правило, они работают по наитию. Будущий киберспортсмен не обязательно должен закончить кафедру киберспорта. Кафедра – это, наверное, возможность, зайти с теоретической стороны. Теория и наука – вот что ждёт спортсмена на кафедре. По моему первому образованию я – социолог. Второе образование - тренер спорта. И сейчас я учусь на педагога, чтобы преподавать киберспорт в школах.

Когда узнал, что появилась кафедра кибеспорта, я понял, что обязан учиться на ней. Я всю жизнь прожил в компьютерных играх, в пятом классе я пропускал музыкальную школу ради компьютерного клуба. Я понимал, что даже если что-то не получится, то те знания, которые я получу, обязательно пригодятся мне в дальнейшем. Сейчас педагогам тяжело работать без обучения на кафедре. В данный момент я пишу кандидатскую работу о подготовке специалистов компьютерного спорта.

26 октября в люберецком многофункциональном комплексе «Триумф» около 50 подмосковных киберспортсменов боролись за звания лучших в своих дисциплинах. Репортаж с мероприятия читайте на «Живу Спортом».

Автор статьи:
Илья Кузнецов

Комментарии

Загрузка...

Смотрите также

«Живу Спортом» поговорил с организаторами Фестиваля киберспорта Московской области.
«Живу Спортом» - о том, как проходил финальный этап мероприятия.
«Живу Спортом» поговорил с главным судьёй Фестиваля киберспорта Николаем Скаржинским.
16.06.2020 ОБЗОР
«Живу Спортом» - об итогах долгожданной презентации консоли.
08.04.2020 ОБЗОР
«Живу Спортом» - о футболистах, любящих порубиться в видеоигры.
«Живу Спортом» поговорил с организаторами Фестиваля киберспорта Московской области.
«Живу Спортом» - о том, как проходил финальный этап мероприятия.